Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 18:44

Сайт учителя географии ПУГАЧЕВОЙ Т.Н.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
классное руководство [13]
разработки классых часов и материалы по воспитательной работе
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 422
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » классное руководство

Мониторинг деятельности классного руководителя
В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.
При разработке методики контроля за деятельностью классного руководителя мы исходили из того, что его работа представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются: установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе; разработка форм, методов и приемов деятельности; реализация намеченных планов; анализ результатов деятельности; коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.
Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками (иногда и с психологической службой образовательного учреждения).
  1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.
  2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.
  3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе. 
  4.  Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.
  5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями. 
  6.  Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей. С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия освоению программ общего и дополнительного образования.
Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга.
Мониторинг предполагает три "среза" результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения).
Первый блок программы мониторинга – теоретический, реализуемый в первую неделя октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается: информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе; определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы классных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости учащихся.
Нам видятся необходимыми следующие требования к оценке по этим критериям: должны быть перечислены конкретные особенности содержания образования (распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам).
В формулировках задач должно предусматриваться: обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, организация работы с неуспевающими учениками по предметам; организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей; стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости учащихся. Кроме этого оценивается содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям.
Окончательная оценка определяется суммированием оценок по критериям.
 Второй блок программы мониторинга – организационно-процессуальный, реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуществляется в форме анкетирования.
Нами разработаны анкеты для классных руководителей, учителей и родителей (приложения1–4).
Критериями оценки в данном случае являются: координация работы учителей-предметников и родителей; организация дифференцированного обучения (работы с одаренными и отстающими учениками); информированность родителей о задачах, проблемах и результатах учебной деятельности детей; работа с учащимися; степень сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников.
И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому, блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги работы за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере учащихся за текущий год.
По нашему мнению, для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен: Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.
Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса. Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе. Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей. Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе. Организовать дифференциацию обучения. Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей. Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей. Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий. Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
 
Приложение 1
 Анкета для классных руководителей № 1
 
Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.
Спасибо за сотрудничество!
Фамилия, имя, отчество __________________________________________ Класс _______ Количество учащихся в классе _______
1. Соответствуют ли предложения школы и системы дополнительного образования тем запросам, интересам и потребностям, которые предъявляют учащиеся и их родители? Да. Частично. Нет.
2. Реализуются ли в школе оригинальные образовательные и воспитательные программы? Да. Частично. Нет. Перечислите известные Вам программы _____________________________ ________________________________________________________________ . 3. В чем особенности содержания образования и воспитания в Вашем классе? _________________________________________________________________ 4. Осведомлены ли Вы о том, как распределена нагрузка по отдельным предметам? Да. Частично. Нет. В чем особенности учебного плана? ________________________________ .
5. Какие образовательные области Вы считаете основными? Естественнонаучные дисциплины. Физико-математические дисциплины. Предметы гуманитарного цикла. Индустриально-техническое направление. Другое ____________________________________________________ .
6. Какие учебные компетенции следует формировать у учащихся на определенном возрастном этапе? Развитие памяти, внимания. Развитие логического мышления. Развитие творческих способностей. Другое_____________________________________________________ . 7. Какие академические проблемы (проблемы освоения образовательной программы) существуют, исходя из возраста и конкретного контингента учащихся в Вашем классе? Неуспеваемость. Низкий уровень усвоения знаний. Трудности освоения программы по отдельным предметам. Неравномерность распределения учебной нагрузки. Отсутствие личностно-ориентированного подхода в обучении. Другое_____________________________________________________ . 8. Какие группы учащихся можно выделить по успешности освоения образовательной программы? С низким уровенем освоения. Со средним уровенем освоения. С высоким уровенем освоения. В чем проблемы обучения в каждой из названных групп, каков их состав?___ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 9. Какие меры принимаются по устранению подобной дифференциации?_____ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 10. Часто ли Вы консультируетесь с учителями, работающими в Вашем классе, по вопросам успеваемости учащихся? Не консультируюсь вообще. Редко, при острой необходимости. Только перед родительским собранием. Достаточно часто. Постоянно, согласно плану совместной работы.
11. Какие формы совместной работы классного руководителя, родителей и учителей-предметников практикуются в Вашем классе? Посещение отдельных уроков, наблюдение за слабоуспевающими учащимися на уроке, поведением детей. Индивидуальные консультации с учителями. Встречи-беседы учителей-предметников с родителями. Приглашение отдельных учителей на родительские собрания. Педагогический консилиум. Другие формы работ _______________________________________________ .
12. Как осуществляется планирование совместной деятельности учителей-предметников и родителей по организации образовательного процесса в классе? Нет конкретного плана совместной работы. Планирование осуществляется эпизодически. Планирование регулярное. Ваш вариант ответа ________________________________________________ .
13. Есть ли в Вашем классе одаренные дети? ____________________________
14. Какие формы изучения особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности Вы применяете? Учитываете ли Вы возраст учащихся при выборе ресурсов дополнительного образования?______________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 15. Как осуществляется консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, факультативов, секций, клубов и т. д. внутри и вне школы? Какие ресурсы к этому привлечены? _________________________________________________________________ 16. Как Вы отслеживаете работу с неуспевающими учащимися?__________ _________________________________________________________________ 17. Как осуществляется представление результатов, достижений, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам? Какая система поощрений существует в Вашем классе?_________ _________________________________________________________________ Приложение 2
 Анкета для классных руководителей № 2
Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей. Спасибо за сотрудничество!
1. Какие особенности содержания образования учащихся вверенного Вам класса Вы учитываете в своей работе? Перечислите:______________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ . 2. Назовите основные задачи Вашей работы в обеспечении хорошей успеваемости учащихся? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3. Какие общие задачи Вы формулируете для учителей-предметников, преподающих во вверенном Вам классе?_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Как организуется дифференциация обучения в классе? ________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 5. Какие формы работы Вы используете для воспитания сознательного отношения школьников к учебе, развития познавательного интереса к изучаемым предметам, повышения культуры учебного труда? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Приложение 3
Анкета для родителей
 Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и вас – родителей. Спасибо за сотрудничество!
1. Насколько оперативно вы информированы классным руководителем об успехах или проблемах вашего ребенка?__________________________________________________________ _________________________________________________________________ 2. Как классный руководитель помогает вам решать проблемы ребенка в учебе? _________________________________________________________________ 3. Насколько вы информированы об особенностях образовательной программы? _________________________________________________________________ 4. Получаете ли вы информацию от классного руководителя о достижениях класса в целом и отдельных учащихся?________________________________________________________ _________________________________________________________________ Приложение 4
Анкета для учителей-предметников
Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей. Спасибо за сотрудничество!
1. Имеете ли Вы представление об актуальных задачах развития учащихся на уроках? _________________________________________________________________ 2. Осведомлены ли Вы о проблемах класса в сфере обучения?____________ _________________________________________________________________ 3. Насколько классный руководитель помогает обеспечить высокое качество знаний у учащихся?
 
Е.А. Тореева,
зам. директора по воспитательной работе лицея № 32, г. Кострома Журнал «Справочник классного руководителя»
Категория: классное руководство | Добавил: admin (06.12.2009)
Просмотров: 7164 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Сетевой город (Netшкола)
  • Школьный сайт
  • Сайт Чирьевой Л.П.
  • Маловой Е.М.
  • Зайцевой И.А.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz